Екатериновское
сельское поселение
Щербиновского района

“Всероссийский Совет местного самоуправления”

Уважаемые коллеги! Реформа местного самоуправления продиктована временем. Новый закон – это продолжение замысла Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по укреплению института публичной власти.

С 21 декабря 2021 года уже действует часть положений Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации”. Обсуждаемый нами законопроект является следующим этапом в выстраивании единой системы публичной власти – непосредственно на местном уровне.

Одной из главных целей законопроекта может быть “оптимизация госуправления” на низовом уровне, и укрупнение муниципалитетов отчасти связано с кадровым голодом в поселениях. Именно нехватка специалистов стала одним из катализаторов реформы местного самоуправления.

Решением Совета Государственной Думы срок представления поправок к проекту федерального закона продлен до 20 мая 2021 года, соответственно, перенесена процедура рассмотрения законопроекта во втором чтении на более поздний срок.

Данное решение обусловлено сложностью реформы и необходимостью тщательной проработки механизмов реализации тех законодательных новелл, которые были предложены авторами этого законопроекта.

Действительно, новый проект закона о местном самоуправлении приносит новые понятия и механизмы, но также и упраздняет старые.

Так, упраздняются такие формы муниципальных образований, как городские и сельские поселения.

Вместо них предлагаются три типа муниципальных образований: городские округа, муниципальные округа и внутригородские территории городов федерального значения. При преобразовании существующих районов в округа входящие в их состав поселения будут расформированы.

Однако не стоит путать термины “муниципальные образования” и “административно-территориальные единицы”. Предстоящее реформирование не коснется административно-территориального устройства края. Соответственно, сельские населенные пункты и поселки городского типа останутся как составные части сельских, поселковых и станичных округов в статусе административно-территориальных единиц.

Более того, при укрупнении территорий все границы муниципальных округов будут соответствовать прежним границам муниципальных районов, поэтому границы административно-территориальных единиц Краснодарского края не изменится.

Изменения предполагаются в структуре органов местного самоуправления. Для городских и муниципальных округов сохранятся представительные органы муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования и иные органы, которые могут быть предусмотрены местным уставом.

Вместе с тем, законопроект ориентирует муниципалитеты на создание территориальных органов администраций и допускает возможность создания функциональных подразделений. Вместо администраций сельских и городских поселений на территории муниципальных округов будут создаваться территориальные органы или структурные подразделения окружных администраций. Это связано с переходом на одноуровневую систему территориальной организации местного самоуправления.

Одноуровневая система органов местного самоуправления – это одно из новшеств законопроекта, вызывающее острую дискуссию общества.

Для начала стоит отметить, что будут уточнены полномочия органов местного самоуправления. Устанавливается закрытый перечень из 27 неотъемлемых полномочий и перечень тех, которые могут быть перераспределены на региональном уровне – это 28 полномочий.

В перечне возможных к перераспределению полномочий содержатся наиболее емкие полномочия, такие как: организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, дорожная деятельность, организация дошкольного и школьного образования, развитие малого и среднего предпринимательства и другие. На каждое переданное полномочие от субъекта к муниципалитету должно быть соответствующее финансирование.

Таким образом, одноуровневая система позволит повысить эффективность местных органов власти, укрепить их финансовую самостоятельность, а уточнение компетенций органов местного самоуправления позволит покончить с путаницей при распределении полномочий между регионом и муниципалитетом, а также избавит от бесконечного перераспределения полномочий между администрациями поселений и администрациями муниципальных районов.

Кроме того, при введении одноуровневой системы сократится количество депутатских мандатов муниципальных образований Краснодарского края, так как вместе с упразднением городских и сельских поселений упразднятся и соответствующие представительные органы.

Важнейшей новеллой законопроекта является закрепление трех альтернативных вариантов избрания главы муниципального образования:

1) на муниципальных выборах;

2) представительным органом муниципального образования из своего состава;

3) представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Определить способ избрания глав муниципальных образований Краснодарского края нам предстоит в краевом законе о местном самоуправлении.

Законопроект усиливает ответственность руководителей муниципальных образований и местных администраций перед главой субъекта. Одно из оснований для отставки главы муниципального образования – систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Также реформа коснется и ТОСов. Так, регистрация уставов ТОС, а также утверждение границ территории ТОС будет осуществляться представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального или городского округа.

Не меньшие дискуссии вызывает вопрос о том, не приведет ли к еще большему спаду гражданской активности ликвидация поселенческого уровня. Здесь следует отметить, что формы осуществления населением местного самоуправления мало изменились. Так, в проекте закона к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления относятся местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан и территориальное общественное самоуправление. К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относятся опрос, публичные слушания, общественные обсуждения, собрание граждан, инициативные проекты, а также институт старосты сельского населенного пункта.

Более того, одним из видов гражданской активности на уровне муниципалитета является членство в нашей организации – “Всероссийский Совет местного самоуправления”. В соответствии с Уставом организации, именно содействие реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления и создание условий для формирования эффективной системы местного самоуправления в Российской Федерации являются основными целями организации.

Краснодарское Региональное отделение является самым крупным отделением по численности членов отделения. Члены местных отделений ВСМС по всему Краснодарскому краю проводят мероприятия, направленные на осуществление поставленных перед организацией задач по развитию различных форм и механизмов гражданского участия в работе органов местного самоуправления.

Поэтому даже в условиях реформирования наше отделение должно развивать институт гражданской активности, привлекать новых активных членов в ряды организации, давать возможность инициативным гражданам развивать и реализовывать свои идеи по улучшению качества жизни в местах их проживания. И подобная работа должна поощряться.

Как раз сегодня мы будем подводить итоги конкурса “Лучшее местное отделение Краснодарского Регионального отделения ООО “ВСМС” в 2021 году”. Многие отделения представили конкурсные материалы и поделились итогами своей активной работы.

Уважаемые коллеги! Нам предстоит большая и длительная работа в рамках надвигающейся реформы местного самоуправления. Преобразование муниципальных районов потребует большой ответственности, а также грамотно подготовленных специалистов. Реформа должна проводиться совместными усилиями.